|
|||
Семен Альперин |
«С. Альперин впервые участвует в фотографической выставке. Много лет, работая в Запорожье, С. Альперин был свидетелем гигантской социалистической стройки Запорожстали, и свидетелем небезучастным, – он фиксировал на пленке строительство, пуск в эксплуатацию комбината, его производственные будни. Выставленные им работы показывают большое уменье и большую техническую грамотность, так как съемка в цехах является чрезвычайно трудной. С большим вкусом и композиционно убедительно заснят С. Альпериным сталелитейный цех Запорожстали».
Халип Я. Поучительный материал // Советское фото. – М.: Искусство, 1938. – № 3. – С. 12. Металлургический комбинат «Запорожсталь» был открыт в 1933 году в городе Запорожье на Украине. Первая мартеновская печь начала работу 21 сентября 1935 года. В том же году вступили в строй еще три мартеновские печи для переработки чугуна в сталь. Комбинат «Запорожсталь» был крупнейшим металлургическим предприятием в СССР. Семен Альперин работал заводским фотографом. После Великой Отечественной войны стал начальником фотолаборатории комбината. В данном снимке посредством монументальной композиции запечатлена мощь советской индустрии.
|
||
Макс Альперт |
«Каждый советский фотоработник гордится своей почетной профессией, тем, что он живет в чудесное сталинское время, работая в области одного из самых массовых искусств, служа делу большевистской изобразительной пропаганды, своей родине, своему народу».
Итоги Первой всесоюзной выставки фотоискусства. К новым творческим достижениям // Советское фото. – М.: Искусство, 1938. – № 5-6. – С. 11. Вероятно, этот снимок была сделан в Кремле 19 марта 1936 года на приеме организации трудящихся Грузинской ССР руководителями партии и правительства. На снимке Иосиф Виссарионович Сталин и Григорий Константинович (партийное прозвище «Серго») Орджоникидзе. Кроме Макса Альперта, который работал фотокорреспондентом в газете «Правда», этот прием снимал фотограф Федор Кислов. Альперт включил в композицию портрет Ленина, висящий на стене в зале заседаний, подчеркивая важность преемственности власти, иерархию пантеона ее вождей.
|
||
Николай Андреев
|
«Н. Андреев (Серпухов) выставил свои пейзажи в свойственной ему импрессионистической манере и несколько новых, сделанных в реалистических тонах. Тема этих снимков (канал Москва – Волга) потребовала даже от такого настойчивого сторонника мягкорисующей оптики, как Андреев, новых выразительных средств, – с чем его можно только поздравить».
Выставка фотоискусства. Лицо нашей социалистической родины // Советское фото. – М.: Искусство, 1938. – № 1. – С. 5. Фотограф Николай Андреев всю жизнь прожил в городе Серпухов, любил снимать его окрестности. Основной темой творчества мастера стал мир русской деревни. Особенно ему удавались зимние пейзажи. Работал в стиле пикториализма – направления в фотографии, в котором особое внимание уделяется художественным качествам снимка. Для достижения живописных эффектов фотографы использовали мягкорисующие объективы и различные техники ручной печати (масляный процесс, бромойль, гуммиарабик). Но такого рода поэтическая стилистика противоречила принципам советской фотографии и не приветствовалась редакторами газет и журналов. Тем не менее, снимок Андреева «Зима» был отмечен членами жюри на выставке.
|
||
Анатолий Гаранин
|
«…Величие советского сегодня, полнокровие будней страны, ее расцвет отражены на фотовыставке с исключительной силой. Эти замечательные фотокадры документально свидетельствуют о яркой и большой жизни во всех углах родины. В то же время они показывают, как много профессионально ценных качеств приобрели за эти годы советские фотомастера. Удивительной материальности в передаче фактуры и объемов вещей достиг А. Гаранин. Его «Концерт в Колонном зале» <…> достигает подлинно живописной силы».
По страницам печати. Величие советского сегодня // Советское фото. – М.: Искусство, 1938. – № 1. – С. 12. На этом снимке Анатолий Гаранин запечатлел выступление солистки в Колонном зале Дома союзов. Неизвестно, какой это был концерт, и кто находился на сцене. Пианист за роялем, отсутствие оркестра и других музыкантов говорит о том, что, вероятнее всего, это лирическое выступление. Возможно, на снимке одна из известных исполнительниц романса середины 1930-х годов – Изабелла Юрьева, Клавдия Шульженко или Тамара Церетели. В 1932–1938 годах Анатолий Гаранин работал фоторепортером газеты «Вечерняя Москва». По заданию редакции он снимал жизнь столицы. С 1930-х годов он также фотографировал известных артистов, режиссеров, деятелей культуры.
|
||
Владимир Гребнев |
«Факт открытия Первой всесоюзной выставки фотоискусства в залах Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, – уже один этот факт свидетельствует об огромном росте советской фотографии, ставшей в один ряд с другими видами изобразительных искусств».
Бамунер С. Большая победа // Советское фото. – М.: Искусство, 1937. – № 12. – С. 13. Владимир Гребнев запечатлел экскурсию по Главному зданию ГМИИ им. А.С. Пушкина. Школьники находятся в Итальянском дворике музея (зал № 15). Экскурсовод указывает на конный монумент главнокомандующего войсками Венецианской республики Бартоломео Коллеони. Это бронзовый слепок с оригинальной работы скульптора Раннего Возрождения – Андреа Вероккио.
|
||
Дмитрий Дебабов
|
«Дебабовский репортажный портрет Литвинова очень характерен. М.М. Литвинов снят в момент, когда он, вскинувши на лоб очки, читает газету. Мы видим внимательность и сосредоточенность Максима Максимовича, поза свободна и характерна. Такой снимок как бы приближает зрителя к простой, человеческой стороне одного из государственных деятелей нашей страны».
Головня А. Особенности композиции в фоторепортаже. У стенда Д. Дебабова // Советское фото. – М.: Искусство, 1938. – № 5-6. – С. 28. На этом снимке изображен Максим Максимович Литвинов (1876–1951), российский революционер, советский дипломат, государственный деятель. В 1930–1939 годах Литвинов занимал должность наркома по иностранным делам СССР. Он стоял у истоков советско-американских отношений, содействовал приему СССР в Лигу Наций. Был сторонником концепции «системы коллективной безопасности», направленной на противодействие угрозе германской агрессии. Автор работ по вопросам внешней политики СССР.
|
||
Юрий Еремин
|
<«Можно было бы сделать упрек Ю. Еремину. Увлеченный богатством световых возможностей, он в ряде снимков канала свел свою работу к разрешению чисто формальных, этюдных задач. По серии Ю. Еремина трудно судить и о масштабах сооружения. Этот упрек был бы справедлив. Подобные недостатки не умаляют, однако, достоинств работ Еремина, сумевшего в своем творческом плане многообразно показать замечательнейший канал».
Коллектив фотографов на канале Москва – Волга // Советское фото. – М.: Искусство, 1937. – № 9. – С. 1. С 4 по 9 августа 1937 года группа фотографов, в составе которой был Юрий Еремин, совершила творческую поездку по каналу Москва – Волга. Около тридцати фоторепортеров, фотохудожников и фотолюбителей приняли участие в этой поездке, организованной оргбюро фото секции ЦК Союза киноработников и Союзфото. Участники почти пять дней путешествовали по каналу на пароходе «Алексей Стаханов». Пароход останавливался на всех участках трассы, заходил в водохранилища, причаливал к плотинам, водосбросам и живописным берегам.
|
||
Георгий Зельма
|
«Характерно для 1937 года обилие снимков, посвященных семье и детям. Маленькие крепыши в яслях, садах, гордые лица матерей, пионерские дворцы, большие дружные семьи рабочих и колхозников – лучшее свидетельство счастливой и полнокровной жизни народа».
Диковский С. Всесоюзная выставка фотоискусства» // Правда. – 1937. – 22 ноября. Тема детства и материнства была широко представлена на Первой всесоюзной выставке фотоискусства. Фотография детей, которую Георгий Зельма, вероятно, сделал в детском саду, формально иллюстрирует счастливое советское детство. Однако, живая сценка, «подсмотренная» в столовой, поражает своей непосредственностью и искренностью.
|
||
Борис Игнатович
|
В журнале «Советское фото» А. Литвак опубликовал статью под названием «Возвращение к индустрии», где нелестно отзывался о многих известных фотографах как о мастерах, которые «изменяют индустриальной тематике» в пользу «смеющихся девушек»: «… девушки, катающиеся на коньках, преподносятся фоторепортерами лучше, чем стахановцы, овладевающие высотами техники. <…> На предстоящей к двадцатилетию выставке мастеров фотоискусства они [фотографы] должны показать индустрию социализма! Ведь предстоящая выставка – это не только творческая выставка мастеров фотоискусства, но и фотовыставка, показывающая страну за два десятилетия. А как можно показывать страну, не отображая сегодняшние достижения индустрии социализма во всю их мощь и глубину, многообразие и красочность!»
Литвак А. Возвращение к индустрии // Советское фото. – М.: Искусство, 1937. – № 9. – С. 5. Снимок был сделан на металлургическом заводе «Азовсталь» им. Серго Орджоникидзе (г. Мариуполь, Украина). Завод начал производство в августе 1933 года и был одним из крупнейших заводов черной металлургии СССР. По заданию редакций различных изданий фотографы разрабатывали индустриальную тему, освещая трудовые будни на стройках, заводах и фабриках. Согласно идеологическим принципам советской фотографии, рабочий изображался как герой. Подобный мужественный образ должен был вдохновлять людей на трудовые подвиги. В верхнем углу композиции расположены фигуры металлургов, которые представлены как «боги и повелители» огненной стихии, укрощенной их героическим трудом во благо Страны Советов.
|
||
Михаил Калашников
|
«Снимки Калашникова отличаются большой теплотой и тем особым чутьем, которое столь важно для репортера. Это очень ценное качество при съемке хроникальных событий, когда нельзя вмешаться в их ход или повторить тот или иной упущенный момент. Фоторепортёр опаздывать не может, ибо для него нет стенограммы, так часто выручающей газетного репортера. <…> Портрет С.М. Кирова в предельной степени отвечает тому подъему, революционному пафосу и жизнерадостности, с которыми произнес свою историческую речь Сергей Миронович с трибуны съезда».
Выставка фотоискусства. Лицо нашей социалистической родины // Советское фото. – М.: Искусство, 1938. – № 1. – С. 2-3. Михаил Калашников работал фоторепортером в газете «Правда». Ему доверяли снимать партийные съезды, делать портреты членов правительства. Портрет Сергея Мироновича Кирова был сделан во время его выступления на XVII съезде ВКП(б), который проходил в Москве с 26 января по 10 февраля 1934 года. Согласно стенографическому отчету съезда, Киров выступал на десятом заседании 31 января 1934 года. Сергей Миронович Киров (1886–1934) революционер, советский государственный и политический деятель, обладал ораторским талантом. 1 декабря 1934 года он был убит Леонидом Николаевым. Гибель Кирова стала потрясением для страны. Его убийство послужило поводом к началу массовых репрессий в СССР, известных как «Большой террор».
|
||
Нисон Капелюш |
«Самым ярким снимком следует признать фото Чкалова с ружьем... У этого фотопортрета наибольшее число посетителей выставки. Мне приходилось лично многократно встречаться с Чкаловым, видеть его вблизи, наблюдать его на отдыхе. Снимок великолепен. Причина удачи – естественность и простота, обаяние умного волевого человека, лицо которого согрето большой мечтой. Фотокорреспонденту Н. Капелюшу удалось не только передать внешнее сходство, но выразить в снимке характер и душу человека».
Время в объективе Нисона Капелюша: хроники войны и мира / [авт. идеи, сост. Лазарь Капелюш, Александр Цирульников]. – Нижний Новгород: ЛИТЕРА, 2010. – С. 59. В 1937 году экипаж известного советского летчика-испытателя Валерия Павловича Чкалова (1904–1938) осуществил первый в истории беспосадочный перелет из Москвы в США (Ванкувер, штат Вашингтон) через Северный Полюс. Чкалов был также автором новых фигур высшего пилотажа. Всенародно любимый герой погиб в 1938 году при проведении испытательного полета на новом истребителе. Фотограф снял Чкалова на отдыхе после охоты, создав неформальный портрет. Родившийся в селе Василёво Нижегородской губернии (с 1937 г. Чкаловск), летчик часто приезжал на отдых в родные края, общался с земляками, ходил на рыбалку и охоту.
|
||
Федор Кислов |
«Культурный труд, героизм, проявление патриотизма, неразрывная связь руководителей партии и правительства с народом – все это благодарные оптимистические темы для советского фотографа».
Колли Н. В чем сила изобразительности фотоискусства // Советское фото. – М.: Искусство, 1938. – № 3. – С. 10. С начала 1930-х годов и до своей смерти 5 марта 1953 года Иосиф Виссарионович Сталин (1879–1953) являлся лидером Советского Союза, сосредоточив в своих руках всю полноту государственной власти. Фотокорреспондент агентства «Союзфото» Федор Кислов снимал съезды партии, военные парады, приемы в Кремле, создал галерею портретов советских руководителей. Кислов был одним из особо приближенных к Сталину фотографов. Типичный «кабинетный портрет» политического деятеля демонстрирует зрителю не только «отца народов», но и человека скромного, трудолюбивого, простого, делающего важные пометки обычным карандашом. Эта иконография была составной частью образа главы государства.
|
||
Петр Клепиков |
«К группе старых мастеров надо отнести П. Клепикова, который, к сожалению, ничего особенно интересного не показал, хотя и блеснул, как всегда, своей превосходной позитивной техникой».
Выставка фотоискусства. Лицо нашей социалистической родины // Советское фото. – М.: Искусство, 1938. – № 1. – С. 5. Знаменитая севанская форель или ишхан (в переводе с армянского «князь») – крупнейшая форель на территории бывшего СССР, обитающая в озере Севан в Армении. Длина рыбы может достигать 100 см, вес – 16 кг. В 1930-е годы ежегодный улов севанской форели составлял около 750 тонн. В 1933 году стартовал проект по снижению уровня вод Севана для увеличения площади плодородных земель. Его реализация привела к ухудшению качества воды и нарушению экосистемы, что стало одной из причин исчезновения некоторых видов рыб, в том числе севанской форели, в 1978 году она занесена в Красную книгу как исчезающий вид.
|
||
Николай Кулешов |
«В это весеннее утро Москву разбудил гром военных оркестров. Точно в срок прибывают части на Красную площадь и занимают свои места. <…> Марширует любимица красной столицы – Московская Пролетарская стрелковая дивизия. В стальных шлемах, с винтовками наперевес, грозно ощетинившись штыками, шагают батальоны. С ротой знаменосцев во главе выходит корпус вооруженных рабочих столицы. Это – живая демонстрация единства Красной Армии и всех трудящихся...».
Правда. – 1937. – 4 мая № 121 (7087) Фотограф Николай Кулешов запечатлел торжественное шествие Московской Пролетарской стрелковой дивизии по Красной площади во время военного парада 1 мая 1937 года. Ритмический рисунок построения колонн и перспектива уходящих вдаль касок стали аллегорией боевой мощи и силы молодой страны.
|
||
Елеазар Лангман |
«...Землю, бывшую когда-то во владении князей, Где помещик беззаботный пировал в кругу друзей, Нивы, пастбища, угодья для колхозного труда Мы крестьянам передали безвозмездно навсегда. ...Мы ввозить не будем чая из чужих и дальних стран, Пусть от нас его получат и Москва, и Туркестан... ... От испарины тяжелой задымился небосвод, Чай зеленою волною к морю Черному течет...» Выдержка из письма трудящихся Грузии товарищу Сталину, изложенного в стихах поэтами Грузии П. Яшвили, Г. Леонидзе, Н. Мицишвили, А. Мамашвили (перевод с грузинского сделан поэтами Б. Гаприндашвили, А. Канчели и Г. Цагарели) // СССР на стройке. – 1936. – № 4-5. Елеазар Лангман был приверженцем конструктивизма, учился у известных фотографов А. Родченко и Б. Игнатовича. Лангман часто использовал диагональные композиции и крупные планы, за что подвергался критике на страницах журнала «Советское фото». Сбор урожая. Динамика кадра, созданная за счет округлых линий рук девушек и их шляп, демонстрирует взаимодействие природных явлений и человеческого труда, направленного на их освоение во благо молодой Страны Советов.
|
||
Сергей Лоскутов |
«Идут войска. Вот они заняли уже всю площадь. Кажется, солнечные лучи залили ее красками, яркими, как это майское весеннее утро... Парад будет красочным, как никогда!»
Правда. – 1936. – 4 мая № 121 (6727) Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) и руководитель советского государства И.В. Сталин, председатель СНК СССР В.М. Молотов и нарком путей сообщения СССР Л.М. Каганович приветствуют с трибуны мавзолея марширующие по Красной площади войска во время первомайского парада 1936 года в Москве. Лоскутов фотографирует вождей, следуя всем канонам советской портретной фотосъемки. Точка съемки снизу позволяет показать героев максимально монументально. Контрастность снимка усилена, что делает лица мужественнее. В момент съемки поднятые вверх руки в приветственном жесте несут позитивный заряд и оживленное настроение, что должно ассоциироваться с первомайским подъемом. Осеняющий жест может трактоваться как сакральный – статус народных вождей предполагает не только их безоговорочное величие, но и благоговейное отношение к ним со стороны масс.
|
||
Марк Марков-Гринберг
|
«Большая тема, хорошо отраженная выставкой, – это многонациональный характер страны и содружество народов СССР, строящих социализм».
Выставка фотоискусства. Лицо нашей социалистической родины // Советское фото. – М.: Искусство, 1938. – № 1. – С. 4. 6 мая 1936 года в Пятигорске, тогдашней столице Северо-Кавказского края, впервые отмечали новый праздник – День джигита. На торжественно украшенном ипподроме Пятигорска собрались почти 50 тысяч человек, в том числе жители отдаленных горных районов, чтобы посмотреть на верховую езду, джигитовку и национальные танцы. В 1920-е – 1930-е годы в СССР проводилось множество массовых мероприятий для упрочения советской идеологии. Советские праздники создавали ощущение единства нации, укрепляли власть, рождали дополнительные символы массовой культуры. «Освобожденная женщина Востока» стала олицетворением нового типа свободной труженицы, жены и матери. Длинные одежды и покрытые головы женщин на фотографии все еще напоминают о старых традициях, в то время как открытое выражение эмоций – примета уже другого времени.
|
||
Владимир Мусинов |
На закрытии совещания 17 ноября И.В. Сталин выступил с речью, в которой впервые прозвучала ставшая впоследствии крылатой фраза: «Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее. А когда весело живется, работа спорится».
Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) и руководитель советского государства И.В. Сталин, председатель СНК СССР В.М. Молотов и секретарь ЦК ВКП(б) А.А. Андреев сфотографированы на заседании Первого Всесоюзного совещания рабочих и работниц-стахановцев промышленности и транспорта, открывшемся 14 ноября 1935 года в Большом зале Кремлевского дворца. В совещании приняли участие 3000 передовиков и ударниц – последователей советского шахтера А.Г. Стаханова, ставшего основоположником движения работников за многократное превышение норм производства.
|
||
Моисей Наппельбаум
|
Моисей Наппельбаум оставил воспоминания о том, как был сделан портрет В.И. Ленина: «В морозный пасмурный день в январе 1918 г. еду в Смольный: мне предстоит фотографировать Владимира Ильича Ленина... Пока я возился с аппаратом, товарищ Ленин не прекращал работы. Ежеминутно в конференц-зал прибегали с бумагами, и Владимир Ильич разбирал их, надписывая резолюции своим торопливым почерком. Я стал изучать черты Владимира Ильича. С его губ не сходила еле заметная улыбка. Меня поражали в Ленине проницательный взгляд, почти неуловимая ирония в глазах, прекрасно развитый лоб большого ученого. <…> Товарищ Ленин продолжал работать, наклонившись над бумагами. Я воспользовался моментом и сделал съемку. Мне показалось, что снимок получился монотонный, не вполне удачный. Я попросил Владимира Ильича облокотиться на спинку кресла. Владимир Ильич терпеливо подчинился. Неожиданно лучи заходящего зимнего солнца, проникнув в зал сквозь тусклые стекла окон Смольного, осветили лицо и голову Ленина. Чтобы подчеркнуть поразившее меня очертание головы, я приподнял при съемке аппарат. Желая уловить выражение глаз и освещение лица, я рискнул недодержкой, – поторопился закончить съемку. <…> К сожалению, мы имеем немного фотопортретов Ленина, и, по-моему, ни в одном из них нет столь характерного выражения, какое мне удалось подметить и которое мне помнится и по сей день».
Наппельбаум М.С. Встречи с Владимиром Ильичем // Советское фото. – М.: Искусство, 1937. – № 11. – С. 3. На Первой всесоюзной выставке фотоискусства был большой стенд с фотоработами Моисея Соломоновича Наппельбаума – портретами руководителей партии и правительства, деятелей культуры (всего 33 отпечатка). Наппельбаум считается мастером психологического портрета. Фотограф использовал приемы классической световой схемы, чтобы подчеркнуть характерные черты портретируемого; зачастую размывал задний план на негативе, оставляя персонажа главным изобразительным объектом. Дымчатый фон или размазанное окружение подчеркивали «материальность» героя снимка. В то время как конструктивистские фотографы добивались динамики с помощью диагональной композиции, Наппельбаум использовал технические возможности бокового освещения – яркие акценты и глубокие тени. Его работы были высоко оценены. В 1935 году состоялась вторая персональная выставка фотографа, после которой ему было присвоено звание Заслуженного артиста Республики, чего не удостаивался до этого ни один фотограф.
|
||
Михаил Озерский
|
«Так построить библиотечное дело в Стране Советов, чтобы густая сеть библиотек разного типа обслуживала своевременно поголовно все население нужной ему книгой, удовлетворяла все растущую потребность масс в знаниях, ширила их горизонт, отвечала на их запросы, – таков завет Ленина».
Крупская Н.К. Библиотечная работа: сб. статей. – М.: Гос. библиотечно-библиографическое изд-во, 1940. – С. 5. В конце 1920-х – начале 1930-х годов в СССР началась реорганизация библиотечного дела. Примерный Устав сельскохозяйственной артели, принятый Вторым Всесоюзным Съездом колхозников-ударников и утвержденный СНК СССР и ЦК ВКП(б) 17 февраля 1935 года, предусматривал активное участие колхозов в развитии культурного строительства на селе. Правление колхоза обязано было поднимать образовательный уровень членов артели, распространять газеты, книги, радио, кино, создавать клубы, библиотеки и читальни. Репортажному фотографу Михаилу Озерскому, работавшему в Фотохронике ТАСС и газете «Правда», удалось создать жанровую сценку очень похожую на кадр из кинофильма: мужчина, читающий книгу (В.И. Вернадский «Живое вещество»), женщины с заинтересованными взглядами, вопрошающая старушка. Редакторы высоко ценили такого рода содержательные и живые снимки.
|
||
Макс Пенсон
|
«У такого опытного фотографа, как М. Пенсон (Ташкент), мы находим обидные недостатки, порожденные тем, что, почувствовав свежесть сюжета, автор сфотографировал его так, как сложились компоненты. Мы имеем в виду очень яркий, актуальный снимок «Молодая мать». Тема не новая, но подана она с новыми, свежими чувствами. Каков порок снимка? Порок его лежит в формально техническом моменте: над ребенком склонились три головы, и благодаря небрежности автора одна голова оказалось фоном другой головы, причем соединяются линии глаз и носа. Такое смещение совершенно недопустимо».
Первая Всесоюзная выставка фотоискусства. Отдельные ошибки // Советское фото. – М.: Искусство, 1938. – № 4. – С. 4. Фотографии на тему семьи и материнства должны были демонстрировать счастливую жизнь народов Советского Союза. Макс Пенсон жил в Ташкенте, с 1926 года работал фотокорреспондентом газеты «Правда Востока». Его фоторепортажи о новой жизни Средней Азии были очень востребованы.
|
||
Николай Петров |
«Показывать людей нашей эпохи надо во всей их простоте и сложности, во всей силе их чувств, во всей их неповторимой смелости дерзания».
Колли Н. В чем сила изобразительности фотоискусства // Советское фото. – М.: Искусство, 1938. – № 3. – С. 9. Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) и руководитель советского государства И.В. Сталин, нарком обороны СССР К.Е. Ворошилов, нарком путей сообщения СССР Л.М. Каганович и председатель Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б) Н.И. Ежов идут на парад физкультурников на Красной площади 30 июня 1935 года. Николай Петров всегда отличался умением создавать тонкие психологические камерные портреты. Официальные лица государства представлены здесь «мимоходом» в прямом и переносном смыслах. Это делает их «величественное существование» сравнимыми с жизнями простого народа, чьими судьбами и помыслами они управляли. В центре композиции оказался Ворошилов, ставший в середине 1930-х главным идеологом «чисток» командного состава РККА. |
||
Георгий Петрусов |
«Из-за этого «Обеда в поле» я пять дней не обедал». Георгий Петрусов Георгий Петрусов. Ретроспектива / / Угол зрения. Каталог. М.: Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Музей «Московский Дом фотографии», 2010. С. 178. Георгий Петрусов сделал этот снимок во время работы над специальным номером журнала «СССР на стройке» (1936 год, № 3), который был посвящен колхозам на Украине. Фотография вызвала массу дискуссий на тему инсценировки в репортажной фотографии, поскольку искусно созданная картина не отражала реальной жизни. Метод социалистического реализма допускал постановку в фоторепортаже для достижения идеологических целей, что, в сущности, и было главной задачей государственной пропагандистской машины. Каждую тему для фотосъемки Петрусов тщательно продумывал, составлял сценарий съемки и только затем приступал к работе. «Обед в поле» Петрусов снимал с высокой стремянки, которую возил с собой на крыше машины. Для построения нужной композиции он несколько раз пересаживал колхозников, сидящих в кругу, изменял количество кругов, пока не достиг ритмической выразительности. |
||
Александр Родченко |
«Одинаково стройно они проходят и с легкими теннисными ракетками, и с винтовками, тесно прижатыми к плечу. А когда они ведут ритмический танец, как крыльями, взмахивая прозрачными желто-алыми шарфами, на мгновенье кажется, что это воплотилась несмелая мечта отдаленного от нас столетиями гениального утописта. Дочери великого трудового народа, – плоть от плоти героической армии труда, – вот кто эти прекрасные девушки, которыми мы любуемся и в поэтическом танце, и в суровой маршировке»
В. Герасимова «Дочери великой страны» // Правда, 1 июля 1935 № 179 (6425) 30 июня 1935 года на Красной площади состоялся Парад физкультурников, в котором приняли участие 120 тысяч физкультурников. С начала 1930-х годов в СССР стали ежегодно проводится подобные парады для популяризации спорта и занятий физкультурой. Ритмически организованные массы оказались благоприятным материалом для конструктивистских опытов фотографа.
|
||
Анатолий Скурихин |
«Пройдешь через эти залы и тебя охватывает такое чувство, точно ты облетел весь СССР – так грандиозно впечатление от выставки».
Из Книги отзывов о Первой всесоюзной выставке фотоискусства, ГМИИ им. А.С. Пушкина, 10.11.1937–18.01.1938 Государственный акт на бессрочное (вечное) пользование землей выдавался колхозам и удостоверял их права на закрепленную за ними в вечное пользование землю. 7 июля 1935 года форма государственного акта была утверждена Постановлением СНК СССР «О выдаче сельскохозяйственным артелям государственных актов на бессрочное (вечное) пользование землей». Государственные акты выдавались на общих колхозных собраниях председателем райисполкома. Закрепление земли за колхозами имело большое значение для ее рационального использования. Колхоз «Красный партизан» был организован в начале 1930-х годов в период коллективизации в Городищенском районе Сталинградской области, которая в 1961 году была переименована в Волгоградскую. Анатолий Скурихин запечатлел момент передачи акта. Он включил в кадр не только людей на сцене, но простых крестьян. В тональном отношении перекликаются белая рубаха косоворотка председателя колхоза и белые одежды сидящих людей. Белый цвет олицетворяет начало, новый светлый путь, который теперь предстоит пройти советскому труженику. Огромная, по сравнению с остальными деталями композиции, папка с гербом СССР буквально парит над головами собравшихся.
|
||
Семен Фридлянд |
«Снимок С. Фридлянда “В колхозном родильном доме” скуп и выразителен. С непосредственной простотой раскрыта тема: видишь заботу о матери и ребенке».
Колли Н. В чем сила изобразительности фотоискусства // Советское фото. – М.: Искусство, 1938. – № 3. – С. 10. В середине 1930-х годов государством был принят ряд постановлений, направленных на увеличение численности населения. Одной из таких мер стало создание колхозных родильных домов в сельской местности. Колхозы должны был за свой счет построить или приспособить для нужд родильного дома отдельное здание и затем выделять средства на его содержание. Фридлянд раскрывает тему материнства скорее не как интимную сферу, а как«производственный процесс», целью которого является выполнение поставленной партией и правительством задача. Снимок повествует о том, что тысячи и тысячи женщин услышали первый крик своих малышей в новых благоустроенных медицинских учреждениях, приняв их из рук заботливого персонала. Освещенная солнцем мать символизирует светлое будущее страны.
|
||
Э. Хайкин |
«Очень трудно в течение одного посещения освоить все, что выхватил объектив из нашей замечательной действительности. Страна оживает в своем красочном многообразии. Счастливая советская страна!»
Из Книги отзывов о Первой всесоюзной выставке фотоискусства, ГМИИ им. А.С. Пушкина, 10.11.1937–18.01.1938 Андрей Александрович Жданов (1896–1948) – советский государственный и партийный деятель, многолетний глава правительства Ленинграда. В начале 1930-х годов Жданов разрабатывал принципы преподавания истории в СССР, участвовал в создании «Краткого курса истории ВКП(б)». С 15 декабря 1934 (после убийства С.М. Кирова) по 17 января 1945 годов занимал должность Первого секретаря Ленинградского обкома и горкома ВКП(б), члена Военного совета Ленинградского военного округа. Фотограф отошел от принципов официального портрета, создав живой образ человека. Улыбка делает партийного лидера гуманным. Однако одностороннее освещение создает неоднозначное ощущение, прочитываемое сегодня довольно пугающе.
|
||
Яков Халип |
«Все строго, динамично и выразительно в снимке “На страже”: крупное дуло пушки, краснофлотец с биноклем; затем резкий переход – простор моря и вдали корабль – выражение боевой готовности».
Колли Н. О художественной правде // Советское фото. – М.: Искусство, 1938. – № 5-6. – С. 15. С 1930 года Яков Халип работал фотографом в журнале «СССР на стройке», где публиковались его фотоочерки и документальные фоторепортажи. Халип работал вместе с Александром Родченко над созданием альбома, посвященного 20-летию Красной армии и флота. Сын фотографа Николай Халип отмечал, что снимок «На страже» был сделан по идее Александра Родченко в 1936 году. Для этого снимка Якову Халипу потребовалась специальная лестница, которую для него смастерили плотники. Ему удалось снять жерло пушки с близкого расстояния. Максимально приближенная к зрителю, на фотографии она выглядит гипертрофированно и метафорично. Остальные участники композиции также располагались строго по плану. Капитан с биноклем находился на небольшом возвышении. Сигнальщик подавал знаки линкору, виднеющемуся на заднем плане, чтобы судно заняло позицию, необходимую фотографу.
|
||
Иван Шагин |
«Фотография, как никакой другой вид искусства, может дать полный охват и исключительную оперативность в художественно-творческом отображении лица нашей страны, событий и явлений нашей многогранной и красочной социалистической действительности, которые войдут ярчайшими страницами в историю человечества».
Первая всесоюзная. Дело нашей чести // Советское фото. – М.: Искусство, 1937. – № 5-6. – С. 6. На фотографии изображены И.В. Сталин и В.М. Молотов в президиуме торжественного заседания, которое состоялось 14 мая 1935 года в Колонном зале Дома Союзов и было посвящено пуску Московского метрополитена. 15 мая 1935 года состоялось открытие первой очереди метрополитена на участке от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры». На заседании И.В. Сталин выступил с речью о награждениях за успешное строительство метрополитена. Фотограф создал почти иконографическое изображение вождя. Правая рука с указующим перстом высоко поднята, в левой – скомканный лист с речью. Этот, казалось бы, невинный жест, запечатленный фотографом, свидетельствует не о человеке, произносящем речи по бумажке, а о «советском боге», чья плохая память как бы лишает его божественного начала. Примечательно, что этот снимок Сталина появился на обложке журнала «Прожектор» № 6 1935 года, но уже без Молотова и без бумажки в руке.
|
||
Аркадий Шайхет |
«Застава лейтенанта Александра Николаевича Телисова охраняла подступы крыши мира с Востока. Служба советских пограничников протекала среди мрачных красот высокогорных пейзажей, отличающихся крайне суровым климатом с разреженным воздухом и неуемными ветрами, что среди лета снежными пургами обрушиваются на ущелья Восточного Памира. Все тяготы и трудности боевой пограничной службы на безымянных тропах бок о бок с лейтенантом Телисовым нес его замечательный конь по кличке Алай. Лейтенант Александр Николаевич Телисов пользовался каждой возможностью личного обхода границы, капризной змейкой сбегавшей по гребням вечных снегов к китайским владениям. И хотя граница была закрыта на крепкие и надежные замки, но начальник заставы среди хаоса малоисследованных хребтов непрестанно искал уязвимые пункты возможных переходов».
СССР на стройке. – 1936. – № 12 Аркадий Шайхет запечатлел пограничный дозор в горах Памира (Таджикистан). В 1925 году была образована Автономная Горно-Бадахшанская область в составе Таджикской АССР, которая граничила с Китаем и Афганистаном. Пограничная служба на Памире была трудной из-за сурового климата и больших высот (некоторые вершины достигают 7 тысяч метров). На фотографии – лейтенант Александр Николаевич Телисов и капитан-орденоносец Назин на командирской разведке на Восточном Памире. Эмблематичные фигуры пограничников закрывают собой пространство между горами, создавая иллюзию щита и символизируя надежность и неуязвимость советской границы.
|
||
Владимир Шаховской |
«Внешне его снимки строги, композиция грамотна. Технически снимки выполнены подчас безукоризненно, но они не волнуют, не привлекают внимания. В снимках чувствуется холодная расчетливость, подражание жизни. Театральность жеста видна в большинстве снимков в той или иной степени».
Колли Н. О художественной правде // Советское фото. – М.: Искусство, 1938. – № 5-6. – С. 15. Звукоулавливатель (звукоуловитель) – прибор для улавливания шума двигателей самолета, определения направления его движения и непосредственно обнаружения самого самолета. В начале 1932 года были проведены испытания системы «Прожзвук» (прожектор-звукоулавливатель), разработанной промышленностью по заданию Военно-технического управления РККА. Результат испытаний не очень обрадовал руководство страны – в благоприятных метеоусловиях лишь в 50% случаев системе удавалось обнаружить самолет. Однако в том же году после показа в числе новых образцов военно-инженерной техники членам Реввоенсовета К.Е. Ворошилову, М.Н. Тухачевскому и С.М. Буденному система «Прожзвук» была принята на вооружение Красной Армии и стала первым в своем классе техническим средством, использовавшимся войсками ПВО для обнаружения самолетов. Несколько ироничное звучание снимка – огромные раструбы прибора и контражурные фигурки людей создают ощущение бутафорской мизансцены – могло быть расценено в качестве идеологической диверсии. Но кроме любви к эффектам цензоры ничего не заметили. В журнале «Советское фото» работа была раскритикована за излишнюю театральность.
|
||
Сергей Шиманский |
«Свыше 150 миллионов гектаров земли в вечное и бесплатное пользование дала советскому крестьянству Октябрьская революция. Более 300 тысяч тракторов работают на колхозных полях. Богатеет советская деревня. Немало колхозов-миллионеров насчитывается у нас. Нет бедняков в советской деревне: обильной, зажиточной жизнью живут колхозы».
Красная Армия: [фотоальбом]. – М.: 1-я Образцовая типография ОГИЗа РСФСР треста «Полиграфкнига», 1937. – С. 28. Молотьба завершает ежегодный сельскохозяйственный цикл сбора урожая. В честь ее окончания было принято устраивать праздники с застольями и музыкой. Шиманский выстроил композицию таким образом, чтобы в одном кадре показать конец полевой работы и начало празднования. На переднем плане духовой оркестр, скорее всего ансамбль народного творчества, в центре кадра – главный трубач. На заднем плане – люди, занятые работой. Направленные в разные стороны трубы, фигурки колхозников и музыкантов задают суетливый хаотический ритм, в преддверии праздника кажущийся уместным. Трудовой энтузиазм и музыкальная какофония сливаются в единый порыв, героический и лирический одновременно.
|
||
Абрам Штеренберг |
«Как и все в стране победившего социализма, – советская фотография находится на подъеме, и хотя она еще не достигла полного расцвета своих творческих сил и возможностей, она уже сейчас располагает целым рядом отдельных произведений, достойных быть помещенными в художественных галереях как высокохудожественные произведения подлинного искусства, иллюстрирующие в ярких документах величие сталинской эпохи».
Первая всесоюзная. Дело нашей чести // Советское фото. – М.: Искусство, 1937. – № 5-6. – С. 6. На этом снимке представлен выдающийся пианист, композитор, педагог Александр Борисович Гольденвейзер (1875–1961). Он внес огромный вклад в разработку новой системы подготовки музыкантов в СССР, активно участвовал в перестройке музыкального образования, оказал влияние на формирование советской пианистической школы. Абрам Штеренберг прославился работами в жанре портретной фотографии. Мягко вылепленные объемы головы пианиста, погруженность в себя, ареол седых волос создают образ «творца», о государственном статусе которого свидетельствует Орден Трудового Красного Знамени.
|
||
|